· Официальный сайт АССОЦИАЦИИ СРО «ОПКД» > Пресс-центр > События > Позиция СРО НП «ОПКД» по поправкам ко второму чтению законопроекта о совершенствовании деятельности кадастровых инженеров

Позиция СРО НП «ОПКД» по поправкам ко второму чтению законопроекта о совершенствовании деятельности кадастровых инженеров

На едином портале (regulation.gov.ru) Министерством экономического развития РФ размещены поправки к проекту федерального закона № 664656-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» для их общественного обсуждения и последующего внесения  в Государственную Думу РФ для принятия закона во втором и третьем чтениях.

Саморегулируемая организация некоммерческое партнерство «Объединение профессионалов кадастровой деятельности (далее СРО НП «ОПКД» или «партнерство») изучила подготовленные поправки.

Мы считаем, что отдельные положения предлагаемого законопроекта в случае его принятия в существующем виде не только не будут способствовать дальнейшему совершенствованию института кадастрового инженера, но и  могут нанести непоправимый вред и поставить под угрозу само существование такого института.  Связано это, прежде всего, с экономической (финансовой) составляющей предлагаемого ко второму чтению законопроекта. Мы понимаем и, в целом, поддерживаем стремление разработчиков законопроекта повысить уровень материальной ответственности кадастрового инженера перед заказчиком кадастровых работ и (или) третьими лицами за некачественно выполненные работы путем возмещения убытков за счет страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности кадастрового инженера, а также его личного имущества. Однако, нам представляется, что разработчики законопроекта не до конца владеют информацией о реальном финансовом положении рядовых кадастровых инженеров, осуществляющих свою профессиональную деятельность в различных (не столичных) регионах страны, в которых руководством каждого субъекта РФ установлены жесткие ограничения на стоимость кадастровых работ.  Мы считаем, что размер страховой суммы в пять миллионов рублей, предлагаемый в поправках, станет «непосильной ношей» для рядового кадастрового инженера, так как по нашим оценкам каждый кадастровый инженер ежегодно будет должен заплатить страховой тариф в размере более 25-ти тысяч рублей. Наряду с этим, кадастровый инженер должен заплатить и ежегодный членский взнос в СРО, членом которой он является. При этом, уже сейчас, даже в условиях добровольного членства в большинстве СРО членский взнос составляет 10-15 тысяч рублей. Кроме того, разработчиками законопроекта, на наш взгляд, совершенно необоснованно предлагается наделить «сверхширокими» полномочиями Национальное объединение саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности (некой «Национальной палаты»), бремя содержания которого, также ляжет на плечи кадастрового инженера и может составить дополнительно до пяти тысяч рублей в год. А с учетом того, что кадастровому инженеру будет необходимо не реже одного раза в три года проходить платную переподготовку по программе повышения квалификации, а также сдавать экзамены, которые также предлагаются быть платными, то сумма денежных взносов может составить до 50-ти тысяч рублей в год. А если взять во внимание, что кадастровый инженер рискует еще и своим личным имуществом и ему грозит уголовная ответственность (законопроект прошел первое чтение в ГД РФ), то очевидно, что профессия кадастрового инженера становится малопривлекательной.

Мы предполагаем, что в  такой ситуации следует ожидать резкого сокращения количества кадастровых инженеров. Проведенные нами опросы показали, что кадастровые инженеры – индивидуальные предприниматели подобной финансовой и моральной нагрузки не выдержат, а руководители юридических лиц сократят количество кадастровых инженеров в организациях до определенных законом двух человек, которые и будут застрахованы. Таким образом, по нашим прогнозам, количество действующих кадастровых инженеров сократится до 25-30 % от нынешней численности и составит не более 8-10 тысяч человек. Как следствие, в дальнейшем следует ожидать роста цен на проведение кадастровых работ, значительного повышения количества кадастровых ошибок и роста социальной напряженности среди населения, с одной стороны, а с другой, значительно замедлится наполняемость кадастра, ухудшится его достоверность и государство недополучит запланированных налоговых сборов.

Наряду с этим, особую озабоченность у нас вызывает настойчивое желание разработчиков поправок наделить  исключительными полномочиями Национальное объединение («Национальную палату») СРО в сфере кадастровой деятельности, подменив тем самым деятельность саморегулируемых организаций. Мы считаем, что допустить этого нельзя.

Во-первых, это идет в разрез с Концепцией совершенствования механизмов саморугулирования, рассмотренной на заседании Правительства РФ в январе 2015 года, в которой четко определено, что основными функциями Национальных объединений по отраслям, являются разработка национальных стандартов деятельности и кодексов этики, а также взаимодействие с отраслевым регулятором по вопросам функционирования отрасли и интересов ее участников. Поэтому передача Национальной палате полномочий по участию в работе апелляционных комиссиях, по платному приему экзаменов, организации переподготовки (повышению квалификации), аккредитации страховых компаний, контролю за СРО и других, не только ни чем не обоснована, но и вредна, так как у нас «на глазах» создается очередной бюрократический «монстр», который планирует руководить и принимать ответственные решения, ни за что при этом не отвечать и не нести никакой  ответственности за  своих членов. При этом, вся его деятельность связана со сбором финансовой «подати» со своих членов за организацию тех или иных мероприятий, с которыми СРО успешно справились бы и сами. Мы считаем, что при таком подходе к формированию Национального объединения и наделении его столь исключительными полномочиями явно прослеживаются элементы коррупционной составляющей.

Во-вторых. На наш взгляд, включать в отраслевой федеральный закон статьи, связанные с Национальным объединением на сегодняшний день преждевременно. Так,  в соответствии с упомянутой выше Концепцией совершенствования механизмов саморегулирования и задачей, поставленной Председателем Правительства РФ Д.А.Медведевым в июне с.г. должны быть подготовлены поправки в базовый федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», где и планируется определение основных направлений деятельности отраслевых Национальных объединений, а уже исходя из этого, целесообразно вносить подобные поправки в отраслевые федеральные законы. Кроме того, на сегодняшний день до конца не понятно какое количество СРО будет в сфере кадастровой деятельности и, исходя из этого, будет ли вообще необходимость создания Национального объединения. Ну, а наделять исключительными полномочиями структуру, которая возможно не будет существовать, на наш взгляд, недопустимо.

Причем, по нашему мнению, все те полномочия, которыми разработчики искусственно пытаются наделить некую «Национальную палату», логично и обоснованно ложатся в рамки деятельности саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности. Это и работа в апелляционных комиссиях (решения должны приниматься теми, кто несет материальную ответственность за своих членов). Это и прием экзаменов, в том числе после организации проведения стажировки, это и переподготовка, и повышение квалификации, так как каждая СРО будет стремиться, добиться высокого уровня подготовки своих членов. Все, что разработчики поправок пытаются передать некой «Национальной палате» является прямой обязанностью саморегулируемых организаций.

Дирекции партнерства поручено подготовить официальное письмо по вышеперечисленным проблемам в Министерство Экономического развития РФ.

Совет СРО НП «ОПКД»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Все еще остались вопросы про ассоциацию? Напишите нам!

НАПИСАТЬ