. Официальный сайт АССОЦИАЦИИ СРО «ОПКД» > Пресс-центр > Новости > «С МОШЕННИКАМИ РАЗБЕРЕМСЯ, НЕ ВЫСЕЛЯЯ СОБСТВЕННИКОВ» Эффективность земельного надзора остается низкой. С чем связан рост числа жалоб на кадастровую оценку и почему не все земельные участки многоквартирных домов имеют границы в интервью «Газете.Ru» рассказала глава Росреестра Виктория Абрамченко.

«С МОШЕННИКАМИ РАЗБЕРЕМСЯ, НЕ ВЫСЕЛЯЯ СОБСТВЕННИКОВ» Эффективность земельного надзора остается низкой. С чем связан рост числа жалоб на кадастровую оценку и почему не все земельные участки многоквартирных домов имеют границы в интервью «Газете.Ru» рассказала глава Росреестра Виктория Абрамченко.

— Виктория Валериевна, в весеннюю сессию в Госдуме был принят закон о «лесной амнистии». Кого и почему нужно «амнистировать»?

— Еще на стадии разработки в СМИ начали называть этот документ «законом о лесной амнистии». Однако он вовсе не об амнистии. Данные нормы направлены на защиту прав добросовестных владельцев недвижимости, которые могут пострадать в связи с наличием противоречий между сведениями двух государственных реестров. Я говорю о Едином государственном реестре недвижимости, за ведение которого отвечает Росреестр, и о лесном реестре, за который отвечает Рослесхоз. Закон о том, что делать правообладателю – обычному гражданину, у которого есть подтвержденное государством, зарегистрированное право собственности на объект недвижимости, но по сведениям лесного реестра этот объект недвижимости пересекается с лесным участком. Но когда участок приобретался, на него регистрировались права, не было никаких пересечений. И в этом случае закон отвечает на вопрос, каким образом без участия заявителя, опираясь на документы, которые были представлены в свое время для регистрации права собственности, устранить ошибки в записях в пользу добросовестных собственников. Закон помогает избежать подобных ошибок в будущем — установлен запрет на внесение сведений о лесных участках в реестр недвижимости, если их границы не установлены с необходимой точностью или они пересекают границы других земельных участков. Мы насчитываем десятки тысяч исков по всей стране, когда федеральные власти в лице Росимущества и Рослесхоза начинают оспаривать право гражданина на земельный участок.

— Стоит ли опасаться гражданам за свою собственность, если вдруг они владеют участками или частью участков, в таких зонах?

— Теперь бояться не стоит. В законе дан ответ, каким образом восстанавливаются записи и исправляются ошибки в отношении категорий земель и права собственности. Мы наблюдаем, что большое количество обращений по таким вопросам поступает от жителей Иркутской области, Республики Бурятия и Московской области.

— Впереди осенняя сессия. Какие законопроекты будут вынесены на рассмотрение, в том числе по вопросам, которые находятся в ведении Росреестра?

— Есть несколько важных инициатив. В частности, законопроект, исключающий дублирующую административную ответственность в отношении правообладателей земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, но по каким-либо причинам не используемых по назначению. Сейчас к таким нарушителям применяются и повышенные коэффициенты к ставке земельного налога, и налагается административный штраф, исчисляемый в процентах от кадастровой стоимости участка. Предлагается исключить административную ответственность, сохранив повышенный земельный налог в таких случаях. Сегодня порядка 5 млн участков не используются по назначению для жилищного строительства. В рамках государственного земельного надзора мы можем проверить не больше 5 тыс. таких участков в год. Привлечь к ответственности удается еще меньше. В итоге эффективность земельного надзора по стимулированию застройки этих участков крайне низкая. При этом налогоплательщиками являются все правообладатели земельных участков, за редким исключением. Следовательно, повышенный размер земельного налога является более действенной мерой, побуждающей к использованию участков по назначению либо, если собственник участка не планирует его застройку, – к его продаже.

— Минэкономразвития собирается внести изменения в законодательство и защитить права добросовестных покупателей жилья. Почему возникла такая необходимость, и как вы предлагаете решить проблему?

— Необходимость защитить добросовестных покупателей жилья от возможных проблем, связанных с оспариванием сделок по приватизации, назрела давно. Соответствующий законопроект, разработанный Минэкономразвития России, внесен в Госдуму. Законопроект вносит изменения в статью 302 Гражданского кодекса. Публичному собственнику, будь это Российская Федерация, субъекты или муниципалитеты, запрещается истребовать у добросовестного приобретателя жилое помещение. При этом не делается оговорка, как было в предыдущих редакциях этого законопроекта, единственное это жилье или нет. Есть случаи, когда органы государственной власти или органы местного самоуправления устанавливают факты нарушений процедуры приватизации жилых помещений. Однако лица, причастные к таким незаконным действиям, уже перепродали квартиру ни в чем не повинным собственникам, которые и являются добросовестными приобретателями этого жилья. Органы власти не должны выселять законного собственника, приобретателя квартиры, невзирая на возможные мошеннические действия в начале цепочки транзакций с объектом недвижимости. С мошенниками нужно разбираться отдельно, не выселяя законных собственников.

— Есть еще какие-то инициативы?

— Проект закона, который мы готовим вместе с Минстроем и АИЖК, и он уже внесен в Госдуму. Речь идет об электронной закладной. Мы надеемся, что ее введение станет стимулом развития электронных услуг, а также позволит снизить стоимость хранения закладных и сократить издержки и риски от потери таких данных. Планируется, что все законы будут приняты в осеннюю сессию.

— Во время обсуждения проекта закона о реновации депутат Госдумы Галина Хованская призывала москвичей ставить на учет земельные участки под пятиэтажками. Как получилось, что в Москве не у всех земель под домами есть границы?

— Дома, которые попали в реновацию, были построены в советское время. В то время земельные участки не предоставлялись собственникам квартир в домах. Норма о том, что участок под многоквартирным домом является общим имуществом, принадлежащим на правах общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, вступила в силу в 2005 году. Сейчас реновация выступает стимулом, чтобы определить границы участков. Но ведь такая необходимость есть не только в Москве, но и в Саратове, и в Санкт-Петербурге, и в любом другом городе. Нужно понимать, с какой площади убирать снег, какая площадь подлежит благоустройству. Все собственники должны понимать границы своих участков. Не могу сказать, какая часть участков занята многоквартирными домами, поскольку такой статистики нет. Но в целом по России 50% ранее учтенных участков сегодня не имеют границ.

— Есть ли какие-то государственные механизмы для решения проблем неточных границ?

—В федеральном бюджете до 2020 года заложены средства на поддержку регионов по вопросам уточнения границ земельных участков.

— Изменения в закон о кадастровой оценке предполагают введение института государственных оценщиков и передачу полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям. Это означает, что частному бизнесу оценщиков придет конец или все специалисты смогут занять места в госучреждениях?

— Определение кадастровой стоимости — лишь одно из направлений в оценочной деятельности, причем далеко не самое крупное. Основным же является определение рыночной стоимости методом индивидуальной оценки. Также необходимо учитывать и разнообразие оцениваемых объектов, и тот факт, что оценивается не только недвижимость. Кроме того, услуги рыночного оценщика востребованы желающими уточнить кадастровую стоимость путем ее установления в размере рыночной. И такое право в новом законе сохранено. Поэтому говорить о какой-либо угрозе для частного бизнеса оценщиков, равно как и о создании питательной среды для коррупционных проявлений, не приходится. Сейчас соответствующие бюджетные учреждения функционируют уже в 52 субъектах. В полной мере по новым правилам все регионы обязаны заработать с 2020 года, а в 2018-2019 годах переход — право региональных властей. Таким правом в 2018 году уже решили воспользоваться 9 субъектов.

— Сколько жалоб на кадастровую оценку поступает в Росреестр?

— По кадастровой оценке, к сожалению, есть рост. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости обратилось на 60% больше заявителей в рамках досудебного оспаривания. Решение в пользу заявителя было принято по 55% жалоб. Вывод здесь неутешительный. Действующая система кадастровой оценки дает сбои. Есть проблемы в методологии оценки. Не всегда учитываются результаты оспаривания стоимости при новом туре массовой оценки.

— Когда в прошлом году вы возглавили Росреестр, перед вами стояла задача ввести в действие Единый государственный реестр недвижимости. Почему в Подмосковье и Ленинградской области были задержки по услугам Росреестра?

— Этому (задержкам) есть объяснение – масштабность Единого реестра недвижимости, который объединил реестр прав и кадастр недвижимости, а это более чем 160 млн сведений об объектах недвижимости и свыше 170 млн записей о правах. С 1 января 2017 года мы приступили к реализации федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». В марте все наиболее востребованные услуги Росреестра стали доступны в электронном виде. Два названных вами региона имели нарушения сроков оказания услуг по предоставлению сведений и осуществлению учета и регистрации прав. В Ленинградской области проблемы были связаны со Всеволожским районом, где активно развивается многоквартирное строительство, а численность регистраторов прав была неадекватна нагрузке. Там сейчас ситуация выровнялась. В Московской области ситуация в начале года обострилась из-за налаживания информационного взаимодействия с МФЦ. Сейчас все услуги оказываются в сроки, установленные законом.

— Предполагалось, что введение единого реестра поможет сократить сроки регистрации прав на новостройки. Удалось это сделать?

— Мы сейчас это делаем в рамках пилотных проектов в ряде регионов. Шесть субъектов показывают активную динамику на строительном рынке: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Ленинградская и Новосибирская области. На этих территориях, в первую очередь, мы переориентировали застройщиков на то, чтобы они сдавали нам документы в электронном виде. Электронное взаимодействие позволяет на треть сократить нагрузку на регистраторов прав. Но на сроки рассмотрения влияет не только форма, бумажная или электронная, но и качество таких документов. По качеству остаются большие вопросы к кадастровым инженерам.

— Кстати, для граждан есть возможность получить дисконт до 30%. Ведется ли сейчас какая-то работа по изменению условий для застройщиков при подаче заявлений на регистрацию через портал ведомства?

— Действительно, для граждан предусмотрено снижение размера государственной пошлины при получении ими услуг в электронном виде на 30%. У юридических лиц такой возможности нет. По физлицам это тоже определенный эксперимент. Эта норма будет применяться до 2019 года. Мы прорабатывали с Минфином стимулирование перехода юридических лиц на получение государственных услуг в электронной форме через уменьшенный размер государственной пошлины. В итоге Министерство финансов на это не согласилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Все еще остались вопросы про ассоциацию? Напишите нам!

НАПИСАТЬ